Скрыть
Раскрыть

Барышникова М. Ю.1, Вашурина Е. В.2, Чиннова И. И.1, Шарыкина Э. А.1, Сергеев Ю. Н.1
  • 1 Национальный фонд подготовки кадров, 123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1.
  • 2 Казанский федеральный университет, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18.

Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации

2019. № 1. С. 8–43 [содержание номера]

Барышникова Марина Юрьевна — кандидат педагогических наук, за­меститель исполнительного дирек­тора Национального фонда подго­товки кадров. Адрес: 123022, Мо­сква, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: baryshnikova@ntf.ru

Вашурина Елена Вячеславовна — кандидат экономических наук, веду­щий специалист департамента вне­шних связей Казанского федерального университета. Адрес: 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: evashu­ri@mail.ru

Шарыкина Эльза Анатольевна — кандидат экономических наук, заме­ститель директора Центра эксперти­зы и консалтинга Национального фон­да подготовки кадров. Адрес: 123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: elzagrishkova@gmail.com

Сергеев Юрий Николаевич — кандидат педагогических наук, руко­водитель информационно-аналити­ческого отдела Национального фон­да подготовки кадров. Адрес: 123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: sergeev@ntf.ru

Чиннова Ирина Игоревна — кандидат технических наук, доцент, ру­ководитель проектов департамента развития профессионального обра­зования и науки Национального фон­да подготовки кадров. Адрес:123022, Москва, ул. 1905 года, 7, cтр. 1. E-mail: chinnova@ntf.ru

По итогам экспертно-методической поддержки реализации программ развития опорных университетов в 2016–2017 гг. сформированы целевая модель опорного университе­та и четыре типовые модели трансфор­мации опорных университетов: техно­логический лидер в регионе, многопро­фильный региональный университет, лидер в отрасли (отраслевой универ­ситет), университет в трансграничном регионе. В статье приведены характе­ристики данных моделей, представлен анализ регионов, в которых распро­странены те или иные модели, и резуль­таты апробации моделей.

Показано, что университеты, относя­щиеся к категории опорных, развива­ются преимущественно в соответствии с двумя типовыми моделями: «много­профильный региональный универси­тет» (почти половина участников про­екта, относятся к группе классических университетов) и «технологический ли­дер в регионе» (треть опорных вузов, являются техническими вузами). При этом для большинства университетов прослеживается четкая взаимосвязь выбираемой модели трансформации с их текущим состоянием и характери­стиками внешней среды. Однако ряд ву­зов в силу особенностей их внешнеси­стемных и внутрисистемных факторов занимает промежуточное положение и не может быть однозначно отнесен к конкретной модели. Авторы счита­ют, что в этом случае вуз может ис­пользовать элементы нескольких мо­делей трансформации, но основопо­лагающим при выборе модели должен стать комплекс региональных факторов, определяющих место и роль опорного университета в рамках приоритетных направлений развития региона.

BiBTeX
RIS

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»